Андриенко А.П.  

« По зову сердца»

Благодаря графу Михаилу Михайловичу и графине Елене Григорьевне Толстым создано и действует превосходное учреждение, мгновенно отзывающееся на человеческое горе и страдание - «Скорая медицинская помощь»

Несколько слов о самом графе М. М. Толстом. Достаточно вспомнить, что в 1903 году М. М. Толстой был учредителем и почетным членом правления общества Скорой медицинской помощи. Свыше 100 тыс рублей было затрачено им на устройство и оборудование Станции скорой медицинской помощи. Затем в течение 16-ти лет Станция всецело содержалась на его средства.

Граф Толстой относился к той могучей когорте граждан Одессы, которые радели о городе, думали о его развитии и процветании, жили не только интересами сегодняшнего дня, но и смотрели в будущее города, заботясь о судьбе грядущих поколений.

В апреле 1919 г. почетный гражданин Одессы граф М. М. Толстой был выселен из своего дома на Сабанеевом мосту по приказу коменданта города т.к. дом был национа­лизирован и перешел в распоряжение штаба Красной армии. Тяжело больной граф с матерью Еленой Григорьевной выехали в Женеву. Умер Михаил Михайлович Толстой в возрасте 63 лет 30 августа 1927 года.

Работа на Станции скорой медицинской помощи предъявляет к ее сотрудникам повышенные требования. Сюда идут медики только по зову сердца, верные принципу высокого гуманизма, утвержденного в средневековой эмблеме медицины - горящей свече со словами: «Светя другим, сгораю сам». Здесь место только профессионалам, обладающим глубокими знаниями и опытом, осознающим справедливость высказывания Гомера «Многих водителей стоит один врачеватель искусный»

Оказание экстренной медицинской помощи в современных условиях при оснащении санитарными машинами, оборудованными современным инструментарием, аппаратурой, радиотелефонной связью, прямой телефонной связью с лечебными учреждениями - крайне сложная, сопряженная с большими физическими и психологическими перегрузками работа. Ее успешная реализация требует четкой координации действий персонала централизованным органом управления - диспетчерской службой Станции.

Диспетчерская - это сердце Станции скорой медицинской помощи, которое должно биться ритмично и бесперебойно.

Диспетчер (англ. Dispateh - быстро выполнять) это оперативный распределитель, обеспечивающий выполнение производственных графиков, координирующий с помощью система диспетчеризации взаимодействие всех звеньев производственного процесса. От того как сработает диспетчер по приему вызовов, зависит профильность направления бригад, совпадение причины вызова с диагнозом, сроки прибытия бригады Скорой медицинской помощи

При чрезвычайных ситуациях транспортных авариях, пожаре, массовых отравлениях, при 3-х и более пострадавших на место случая направляется необходимое количество бригад, назначается старший над всеми бригадами, в обязанности которого входит поддержание по рации непрерывной связи с центральной диспетчерской, с целью получения необходимых указаний по обеспечению квалифицированной помощи и целенаправленной госпитализации пострадавших.

Характеризуя деятельность коллектива диспетчеров Одесской городской станции скорой медицинской помощи, необходимо отметить отличную работу старших врачей оперативного отдела, вошедших в историю нашего учреждения как образцы профессионального долга, высококвалифицированные специалисты, наставники молодых врачей. Пришедшие на Станцию по зову сердца, всегда могли получить грамотные всеобъемлющие разъяснения в сложных ситуациях от Антонины Петровны Иващук, Надежды Ивановны Николаевой, Ирины Юрьевны Ляпис. Примером для молодых специалистов является Кобозева Лидия Ивановна пришедшая работать на Станцию в качестве диспетчера-фельдшера, а затем после окончания Медицинского института ставшая заведующей, старшим врачом оперативного отдела Заслуженный врач Украины, врач-кардиолог Георгий Георгиевич Зайцев отлично справляется и в должности старшего врача оперативного отдела.

К сожалению, многих уже нет, но память о них осталась на века и передается от поколения к поколению.

Одной из особенностей работы диспет­черов является то, что к ним обращаются жители города с вопросами, не имеющими отношения к ургентной службе, а именно: как устранить головную боль, высокую температуру тела, каково действие того или иного медикамента, как называется болезнь по латыни и т.п. Для разгрузки диспетчерской от ответов на эти вопросы и исключения необоснованных направлений бригад скорой медицинской помощи, а также для консультирования больных по телефону до приезда бригады в ургентных ситуациях (ожоги, травмы, отравления, боли в сердце и др.) в октябре 2001 года была создана консультативно-информационная служба, укомплектованная квалифицированными врачами высшей и первой категории. Основными функциями этого структурного подразделения являются: 1. Обеспечение населения справочной информацией о распорядке работы медицинских учреждений, их адреса, телефоны, режим работы; 2. Оказание консультативной помощи по вопросам доврачебной помощи пострадавшим и внезапно заболевшим (советы по приему медикаментов, уходу за больными на дому, резком ухудшении состояния при хронической патологии, 3. Разъяснения о порядке вызова бригады скорой медицинской помощи на дом участковых врачей и врачей специалистов; 4 Обобщение и анализ поступившей информации с последующей передачей материалов руководству' станции скорой медицинской помощи

Информационно-консультативная служба не отменяет лечение, назначенное участковым врачом, не дает советов по применению антибиотиков и сульфаниламидов; не дает советов по вакцинации, не отвечает на вопросы, не имеющие отношения к медицине.

За 3 квартала 2003 г. службой принято свыше 4500 обращений. Благодаря ее деятельности около 40 адресов ежесуточно снимались с бригад СМП.

В службу консультации и информации обращаются не только одесситы - звонят из Измаила, Херсона, Ильичевска, Южного, сел области. При этом следует отметить, что наибольшее количество обращений поступает по поводу повышения или понижения артериального давления, повышения температуры тела , приема медикаментов , а также за справками различного характера .

Таким образом, очевидна целе­сообразность функционирования консультативно-информационной службы, очевидна и необходимость дальнейшего совершенствования ее деятельности. Популярность службы растет. Нередко население обращается к ее операторам со словами благодарности «Спасибо, что вы есть».