История создания
Одесской станции скорой помощи

В мае 2003 года исполнилось 100 лет Одесской станции скорой медицинской помощи.

В дореволюционной Одессе до официального учреждения станции население испытывало большие трудности в оказании экстренной  медицинской помощи, особенно в ночное время.

Для этих целей в различных частях города работали ночные врачебные пункты, адреса которых были известны дворникам, извозчикам, полицейским, печатались в прессе. Инициатором создания этих пунктов был декан медицинского факультета Новороссийского университета профессор В.В. Подвысоцкий.

Идея создания самостоятельного медицинского учреждения, оказывающего круглосуточную экстренную медицинскую помощь принадлежит графу Михаилу Михайловичу Толстому и городскому обществу врачей, по инициативе которых в начале 1901 года была организована комиссия для разработки плана создания станции скорой медицинской помощи.

«Для ознакомления с организацией подачи скорой медицинской помощи граф М.М.Толстой специально выезжал в Вену, где изучил работу первой в Европе городской станции скорой помощи» (М.А.Мессель,1968)

Семья графа (Елена Григорьевна и Михаил Михайлович) пожертвовала на создание станции, закупку оборудования и санитарных карет более 100тыс.золотых  рублей; часть средств была собрана путем добровольных взносов и пожертвований населения.

Строительство станции было начато в августе 1901 года по проекту известного одесского архитектора Ю.М.Дмитренко.

За 15 месяцев в Валиховском переулке был построен комплекс, состоящий из двух зданий и гаражей для санитарных карет.

Еще 5 месяцев понадобилось для решения организационных вопросов. В руководство станции вошли Я.Ю. Бардах, Г.Т. Духновский, И.Г.Оршансий, С.С.Винокуров. Председателем  был избран доктор Я.Ю. Бардах.

Официально станция скорой помощи в Одессе была открыта 29 апреля 1903 года.

С первых дней своего существования станция работала как медицинское учреждение. В ее помещениях организовывались временные стационары для тяжелобольных и пострадавших, где продолжалось оказание помощи, начатой бригадой. При станции существовал (и сейчас существует) амбуланс, куда больные добирались самостоятельно или доставлялись попутным транспортом.

 

Столетний юбилей одесской скорой помощи явился знаменательным событием не только в жизни городской станции скорой помощи и медицины, но всего города в целом

Создание скорой медицинской помощи

Первый успешный проект создания скорой медицинской помощи был реализован в Нью-Йорке в 1868 году. Несколько позже — в Англии, Германии, некоторых других странах Европы. Как правило, станции создавались при больницах, но нередко и в других местах — при полицейских участках, пожарных командах и т.п. В Италии, например, оказание первой помощи возлагалось на аптекарей, в Дании — на цирюльников. В большинстве случаев станции действовали по такой схеме: получив известие о несчастном случае, станция высылала на место карету с санитарами, которые, оказав пострадавшему первую помощь, доставляли его либо в больницу, либо на дом. А в отдельных, особо сложных случаях, санитары по телефону вызывали на место происшествия врача.
   При всей прогрессивности подобных начинаний, они все же не могли в должной мере удовлетворить потребности общества, и поиски более совершенной организационной структуры продолжались. В частности, высоких оценок международной общественности удостоилась организация работы станции скорой медицинской помощи в Вене. С достаточным на то основанием ее можно считать «крестной матерью» всех современных станций.
   Неудивительно, что все новые станции скорой помощи, возникшие впоследствии в крупнейших городах Европы, создавались по образу и подобию венской. И когда в конце ХІХ столетия о необходимости организации скорой медицинской помощи заговорили в Одессе, взоры одесситов также обратились к Вене.

История создания и успешной деятельности одесской станции скорой медицинской помощи на протяжении первых ее десятилетий неразрывно связана с именами трех наших выдающихся земляков — меценатов графа М. М. Толстого, его матери, графини Е. Г. Толстой и доктора Я. Ю. Бардаха, крупного медика и ученого-бактериолога, сподвижника нобелевского лауреата И. И. Мечникова. Деятельное участие в подготовке и реализации проекта принимали члены Общества одесских врачей, одним из руководителей которого, кстати, долгое время был Я. Ю. Бардах. Общество образовало из своей среды организационный комитет во главе с М. М. Толстым, добилось от городской управы выделения земельного участка для строительства здания. На заседаниях оргкомитета обсуждались основные принципы деятельности нового учреждения, многочисленные экономические и технические вопросы проекта.
   Строительство здания для нужд станции скорой помощи началось на средства и под непосредственной опекой графа Толстого в августе 1901 года и благополучно завершилось в октябре 1902-го. К тому времени сам граф провел целый месяц в Вене, скрупулезно изучая постановку дела на тамошней станции. Для более близкого знакомства с тонкостями работы он даже совершал выезды на вызовы вместе с дежурными врачами в качестве... санитара.
   По возвращении в Одессу М. М. Толстой и возглавляемый им оргкомитет энергично занялись подготовкой станции к практической деятельности. Стремясь к возможно лучшей постановке дела, граф-устроитель не жалел средств для своего детища, что впоследствии дало основания одному из современников с восхищением отметить: на станции «всё, начиная от входа в вестибюль до последних деталей устройства, поражает взор предусмотрительностью, целесообразностью и изяществом».Если к сказанному добавить, что практически на протяжении всего срока строительства оргкомитет занимался подбором и обучением среднего персонала, то неудивительно, что одесская станция с первых месяцев своего существования была признана специалистами одной из лучших в Европе.
   Нельзя не отметить, что успешную деятельность одесской станции и завидный авторитет у жителей города обеспечили не только хорошая материальная база и профессионализм работников, но и высокие нравственные принципы, которыми руководствовались как устроители станции, так и ее персонал. Об этом свидетельствуют публикации одесских газет той поры, документы внутреннего распорядка станции.   Официально начав свою деятельность 29 апреля 1903 года, одесская станция вот уже без малого сто лет исполняет свою жизненно важную для горожан — в буквальном смысле этих слов — миссию. Войны и революции, интервенции и оккупации, эпидемии и катастрофы — что бы ни происходило со страной и Одессой, врачи, фельдшера и водители станции всегда служили верой и правдой своему родному городу, служили по зову сердца.
   

 

Первоначальный вид СМП

 

Станции Скорой Помощи, воплощая в себе    высоко-гуманную идею, нуждаются в популяризации, с одной стороны— для того, чтобы они могли принести maximum пользы тем, ради которых они существуют; с другой же стороны, только при таком условии возможен рост их в количественном отношении.

Подробные отчеты о деятельности существующих Станций служат одним из лучших способом популяризации таких учреждений и наиболее надежным средством, способствующим распространению их. Подробные же описания Станций, представляя собою готовый материал, которым могут воспользоваться возникающие аналогичные учреждения, дают возможность избегнуть  лишней траты труда, времени и средств, когда касается оборудования вновь возникающих Станций.

Возникновение учреждений, аналогичных современным, Станциям Скорой Помощи, относится еще к XI веку, когда в Англии создалось Общество оказания помощи пилигримам. отправлявшимся в Св. Землю. На много веков позже, а именно в 1767 году C.Noorvigh, Van Clercq и I.S.Vermede создали в Антверпене Общество, поставившее себе целью оказание первой помощи внезапно пострадавшим в несчастных случаях. В разных частях города устроены были спасательные пункты, куда добровольцы-санитары и доставляли потерпевших для оказания помощи. В тяжелых случаях приглашались и врачи за счет Общества. Через несколько лет подобное общество воз­никло в Гамбурге и Париже. Дело это однако по причинам частью политического, частью социально-экономического характера скоро заглохло и прекратило свое существование.

Прошло почти 100 лет прежде чем аналогичные учреждения снова стали возрождаться. Первым по времени почин принадлежит С.-Американским Штатам, где первая Станция стала функционировать в Нью-Йорке в 1868 году. Из аналогичных учреждений, послуживших, как и только что упомя­нутая, образцом при созидании подобных Станций, заслуживает внимания

St. John Ambulans Association, возникшее в Лондоне в1878 году, Samariter-Verein, Freiwilling Rettungsgesellscaft, возникшее в Вене в начале 1883 года.

 

                      2.Персонал станции

 

Все только что перечисленные учреждениия, преследуя одну и ту же цель — оказание помощи внезапно пострадавшим — по своему устройству и средствам к достижению цели все же раз­нятся друг от друга.

Северо-Американские Станции, созданные по образцу Нью-Йоркской, устроены преимущественно при больницах и имеют отделения с койками для лиц, нуждающихся после оказания  ими первой помощи в дальнейшем лечении. Число коек на которых Станциях доходит до 20. Врач с соответственным низшим персоналом живет при самой Станции. По получении известия о происшедшей катастрофе, Станция высылает на место случая карету с санитарами для оказания первой помощи. В случае нужды санитары с места случая могут вызвать по телефону со Станции и врача. При такой постановке, дела нередки случаи, когда врач прибывает на место катастрофы слишком поздно.

Подобный тип Станций существовал также и в Испании, где даже маленькие города обзавелись такого рода учреждениями. Этому типу, между прочим ,больше всего соответствуют «Комитеты по подаче первой медицинской помощи при общественных бедствиях» в Петербурге и Москве.

Несколько напоминают С.-Американские Станции „Ambulances Urbaines в Париже, которые существуют на счет городского управления и имеют в виду, главным образом, перевозку пострадавшего в больницу, либо на дом. На место случая ка­рета выезжает исключительно в сопровождении санитаров.

О том, как поставлено дело на этих Станциях, можно судить по тому, что во время пресловутого пожара благотворительного базара, сопровождавшегося человеческими жертвами, кареты прибыли через час после катастрофы.

В Англии St. John Ambulans Association представляет собой союз громадного количества городов, объединившихся во имя высокой идеи оказания первой помощи внезапно пострадавшим при  иных условиях. Главная Станция этого общества находится в Лондоне. При ней находятся также и главные склады аптекарских и перевязочных средств, необходимых в деле оказания первой медицинской помощи. Общество это имеет во всех городах Англии филиальные отделения, при чем в городах с населением больше 100 тысяч на Станциях дежурят врачи, которые и выезжают на место случая в сопровождении санитаров. В городах же с меньшим населением первую помощь оказывают санитары. По оказании первой помощи Станции берут на себя заботу и о доставлении больного на дом, либо в больницы. Некоторые из последних имеют специальные отделения для лиц, доставляемых в каретах  Ambulans Association. Общество еще занимается также и обучением охотничьих отрядов делу по­дачи первой помощи в несчастных случаях до прибытия врача. Помимо главных Станций Общество устраивает сторожевые посты в местах наибольшего скопления народа, как например: на крупных фабриках,

заводах, также на пути разного рода крупных шествий,  церемоний  и празднеств.

St. John Ambulans Association вполне заслу­женно пользуется высоким уважением со сто­роны  всего  населения Англии.Германские Samariter-Verein'ы возникли по инициативе фон-Эсмарха. Первое такое общество возникло в 1881 году в Киле. Через короткое время количество таких Verein'ов стало возрастать и в настоящее время оно выше 300. Большинство из них имеет цель обучать делу подачи первой помощи при внезапных несчастных случаях до прибытия врача. Общества эти устроили школы самаритян, где врачи читают краткие лекции по анатомии, физиологии и по подач первой помощи в несчастных случаях. Прошедший курс такой школы может получить диплом на звание самаритянина, при чем диплом     возлагает на него обязанность оказывать бесплатно помощь пострадавшим . Некоторые из этих обществ имели Станции, которые устраивались при лечебницах, больницах, при полицейских участках, пожарных командах и проч.

                                                                                                      

      3.зал   4.вестибюль

--------------------------------

             Меньшинство имеет собственные Станции. На место случая помощь    подается санитарами, которые, в случай необходимости, доставляют больного на Станцию, где помощь уже подается врачом. В Берлине Unfallstation  является даже коммерческим предприятием.

 Лечебницы на 30 и больше коек, находившиеся при Станциях, содержатся врачами. Больной, доставленный на Станцию санитарами, после оказаніянія ему врачебной оставляется в лечебнице, если только требуется дальнейшее наблюдение за ним врача, при чем плата за лечение, от 2 до 5 марок в сутки, взимается либо с больного лично, либо с фабриканта или заводчика, если больной оказывается служащим . Кроме 4 главных Станций, в Берлине имеются еще отделния их в разных частях города, но уже без коек. Отделения соединены с главными Станциями телефонными аппаратами.

Насколько такой тип Станции отвечает своему прямому назначению, видно из того, что на съездах немецких врачей много раз выступали против такой постановки дела оказания помощи внезапно пострадавшим в несчастных случаях.

Подобно немецким Станциям устроены и Станции Скорой Помощи в Бельгии, которые существуют там

с 1874 г.

В Швейцарии, Швеции, Норвегии Общество Самаритян соединилось с обществом Красного Креста, являясь его отделением, функционирующим в мирное время. В Дании оказание первой помощи производится цирюльниками, а в Италии-аптеками.

Wiener Freiwilling Rettungsgesellscaft подразделяется на три главных отдела. Одни из них соответствует нашим -Пожарным дружинам, другой—Обществу Спасения на водах и, наконец, третий соответствует нашим Обществам Скорой Медицинской Помощи.

Инициатором Станции Скорой Помощи в Вене явился д-р Jaromyr Mundy. В декабре 1881 года в Вене сгорел Ring-Theaterег во время представления.

 

 

 


 5.вход санитаров

 6.Дежурная

 7.приемный покой

Пожар этот поглотил много человеческих жизней и еще больше дал израненных, обожженных и искалеченных людей, которые в первые часы катастрофы валялись на мостовой в тщетном ожидании медицинской помощи. Доктор барон J.Mundy, глубоко потрясенный картиной пожара и ужасными страданиями несчастных, на другой же день приступил к созданию такого учреждения, которое гарантировало бы населению Вены медицинскую помощь впервые же минуты катастроф. В лице известного Венского филантропа графа Wilzek,a доктор J.Mundy нашел сильную поддержку и приступил к организациии Общества Скорой Помощи, устав которого был утвержден через месяц. При помощи газетных статей, брошюр и лекцийй д-р J.Mundy познакомил население  Вены с теми целями, к достижению которых это общество должно стремится, а также с теми средствами,  при помощи которых эти цели могутъ быть достигнуты.     Оппозицию в дело осуществления своей идеи он встретил только со стороны городского управления, которое не могло или не хотело вначале ни понять, ни оценить предложения барона J.Mundy  и графа Wilzek'а.

Благодаря, однако, похвальной настойчивости инициаторов все препятствия были устранены, и 1-го мая 1883 года Станция Скорой Помощи стала функционировать. Друг доктора J.Mundy   д-р Моzeting Моогhоf к моменту открытия Станции подготовил охотников-санитаров, которых он в продолжении целого года обучал делу подачи первой медицинской помощи в несчастных случаях.

.         В начале существовавния Станции помощь подавалась исключительно этими охотниками санитарами, в каковые принимались только студенты-медики. По роду своих обязанностей они соответствовали самаритянам. Врачи приглашались лишь в исключительных случаях. Станция была вначале обставлена крайне скромно и состояла из 2 комнат, 1 конюшни и 1 каретного сарая. С 1888 года, когда общество несколько окрепло, на Станции стали дежурить исключительно врачи, которые и выезжали на место случая в сопровождении 2 санитаров.

           Развитие деятельности Станции шло довольно быстро. Вместе с последним улучшалась и финансовая сторона дела. Масса лиц самого высшего венского общества стали оказывать, материальную поддержку Обществу. Австрийский император Франц-Иосиф проявляет к Станции Скорой Помощи не мало внимания, которое выражается личными посещениями, пожертвованиями и проч.

                     В 1889 г. Freiwilling Rettungsgesellscaft  нашло возможным вы­строить собственное, специально приспособленное здание, которое помещается на 1, Stuberling,1.  Помимо комнат для дежурных врачей, приемного покоя, канцелярии, материальной, аптеки имеются залы для заседаний общества, для чтения курсов подачи первой помощи в несчастных случаях частнымм лицам, низшим полицейским чинам и проч., комната для библиотеки с читальней, квартира для старшего врача, для врачей интернов. Дежурства на Станции распределены между 14 платными врачами, из которых дежурят одновременно пять человек. Станция находит возможным. выезжать даже в ближайшие к Вене города; специально для этого она имеет свой собственный вагон на одной из железнодорожных станций Вены. Успъх Станции превзошел самые смелые ожидания и популярность.Станции Скорой Медицинской Помощи созданы по образцу венской. Многие заграничные города, как-то Бордо, Мюнхен и др., во многом копировали Венскую Станцию. Станции Скорой Помощи, возникшия в последние 10 лет.

  У нас в Одессе Станция Скорой Помощи стала функционировать 29-го апреля 1903 года.

Мысль о создании в Одессе Станции Скорой Медицинской Помощи явилась у графа Михаила Михайловича Толстого, отца учредителя станции, и у брата последнего графа Константина Михайловича.

Несколько раз делались ими попытки к созданию учреждения, подобного существующей теперь Станции, но, к искреннему сожалению их самих и тем более населения города, попытки эти не встречали должного сочувствия тех лиц и учреждений, к коим Михаил Михайлович и Константин Михайлович Толстые обращались со своими предложениями. И только в 1903 году, графиня Елена Григорьевна и сыну ее Михаилу Михайловичу представилась возможность создать то дело, которому отдавалась с любовью вся семья Толстых. Видное участие в деле создания Станции принял доктор Я. Ю. Бардах.

Благодаря личным добрым отношениям с графиней Еленой Григорьевной и графом Михаилом Михайловичем Толстыми доктору Я. Ю. Бардаху удалось связать возникающее Общество Скорой Медицинской Помощи с Обществом Одесских  Врачей, в котором он тогда состоял вице-председателем.

Поводом послужил полувековой юбилей Общества Одесских Врачей, который и мог быть ознаменован созданием такого истинно - гуманного учреждена, как Станция Скорой Помощи. Мысль о соединении старого общества с вновь возникающим была встречена очень сочувственно как со стороны графини Е. Г. и графа М. М. Толстых, так и со стороны Общества Одесских Врачей. Расширенный устав последнего сообразно предстоящей деятельности Общества вскоре был утвержден соответствующим министерством. Общество Одесских Врачей выделило из своей среды организационный комитет, которому и поручена, была организация нового учреждения. Председателем этой комиссии состоял граф М. М. Толстой. В комитет вошли:

Председатель Общ. Одесских. Врачей Доктор Г. Т. Духновский

Вице-председатели Общ. Одесск. Врачей :Профес. И. Гр. Оршанский

       Доктор Я. Ю. Бардах Н. М. Бенисович

       Секретари:  И. А. Костевич  И. Г. Мандвльштам                                                                         

       Казначей :    И. Я. Винокуров

       Члены-Общества:   Я. В. Зильберберг  Ч. А. Дю-Буше и др.

В совещаниях организационного комитета обсуждались основные принципы деятельности вновь возникающего учреждения, устройство Станции, оборудование  и проч. 

Благодаря энергичной настойчивости члена Городской Управы, заведующего тогда Благотворительным отделением, Н.П.Дмитриева, к содействию которого прибег организационный комитет по  инициативе доктора Духновскаго, Общество Одесских Врачей получило от города небольшой участок земли в 150 кв. саженей, отрезанный от двора Старой Городской Больницы по Валиховскому переулку, специально  для сооружения Станции Скорой Помощи. Постройку здания взял на себя тот же Николай Петрович Дмитриев, имевший тогда большие связи в строительном мире, благодаря тому, что стоял во главе комиссии постройке Новой Городской Больницы на Слободке-Романовке.  По планам, любезно выработанным архитектором Ю. М. Дмитренко, вскоре было преступлено на средства графа М. М. Толстого к возведению здания со службами для нужд Станции Скорой Помощи. Постройка начата была в августе 1901 г., а в октябре 1902 г. она уже была вполне закончена.

 Сам граф М. М. Толстой в это время Стерилизация перевязочного материала побывал  в Вене, где изучению постановки дела на тамошней  Станции  Скорой Помощи посвятил целый месяц.

Для более близкого знакомства с деталями этого гуманного учрежде-

ния граф даже делал выезды на несчастные случаи вместе с дежурными врачами. Там же в Вене им были заказаны две кареты у известного мастера.

Lohner,a (Jacob & C˚, Wien). Фабрика специально изготовляет кареты скорой помощи и кареты для транспортировки больных. Стремясь к возможно лучшей постановка дела на Станции, он не жалел средств для своего детища, благодаря чему Станция наша, уже с первых дней своего существования, успела занять одно из видных мест среди аналогичных учреждений.   

5-го декабря 1902 Года председателем организационного комитета приглашены были следующие 7 врачей для несения постоянного дежурства на Станции: К. 3. Балтер, Б. Л. Бурдин, М. Т. Григорашенко, И. Л. Гур-финкел, Г. X. Доризо, Д. В. Розенберг и М. М. Цукерман. Д. Бродский и

. Б. Резников приглашены были как запасные врачи, которые в то же время числились и первыми кандидатами на случай освобождения вакансий постоянного врача.

Хозяйственною частью Станции заведует инспектор Н. А. Тарасов, для которого на Станции имеется квартира.

К этому же времени числился на службе низший персонал, состоявший из 6 санитаров, 3 кучеров, 1 швейцара, 1 дворника и 1 кухарки. Немедленно было преступлено к обучению санитаров общему порядку службы. Обучение санитаров впоследствии было поручено врачам.

 Открытие деятельности  последовало лишь 29 апреля 1903 года после посещения Станции Помощником Одесского Градоначальника В. П. Старковым, а затем и самим Градоначальником Д. Г. Арсеньевым.

„Считаю себя счастливым, что волею судьбы мне, временно „поставленному во главе местной администрации, выпала высокая „честь быть свидетелем открытия деятельности нового Одесского „учреждения: «скорая медицинская помощь»

Правление Общества Скорой Помощи в лице графа М. М. Толстого и доктора Я. Ю. Бардаха, состоявшего уже к тому времени председателем Общества Одесских Врачей, совместно с врачами Станции, обсуждало вопросы, касающиеся медицинской стороны.

На отведенном летом 1904 года на новом участке земли возведено было одноэтажное здание с подвальным помещением.

На первом этаже помещаются: канцелярия, аптека, материальная, музей и квартира для инспектора.

В подвальном помещении имеется ряд комнат, отведенных для санитаров и кучеров, общая столовая, умывальная комната с ванной, вещевой цейхгауз и склад для разного станционного имущества.    

Во дворе расширен каретный сарай, построена новая конюшня на 3 пары лошадей и изоляционная конюшня для 2-х лошадей, на случай их заболевания. При входе в людскую устроен пожарный пост сигналил колоколом. В специальном шкалу находится пожарный кран, 20 саж, пеньковый рукав со стволом и проч. принадлежности.

Здесь же находится батарея для элементов и трансформатор для действия сигнальных звонков электрическим током. Вся сигнализация состоит из системы проводов, проложенных в стальных трубах, и соответствующего коли­чества звонков и трещоток. В момент тревожного сигнала подаваемого дежурным врачом для выезда кареты, во дворе звонит главный тревожный колокол, параллельно с ним работают звонки в обеих конюшнях  в помещениях для дежурных санитаров и кучеров.

Карета имеет вполне  изящный внешний вид, построена на широком ходу, на мягких рессорах и снабжена тормозом. Колеса средней вышины с бандажами для резиновых шин. Кареты изнутри обиты:  клеенкой, а одна цинком.                     -

Входная дверь кареты находится сзади. Внутри слева находится выдвижная койка-носилки, которая для возможно спокойной перевозки легко подвешивается к потолку кареты с помощью 4-х ремней с каучуковыми кольцами.

Левая стенка кареты, состоящая из 2 половин раскрывается кверху и книзу, причем нижняя половина, отброшенная кнаружи, служить подставкою для койки во время излечения или введения  в карету. Верхняя половина, раскрываясь кверху и кнаружи, поддерживается выдвижными железными планками.

Вправо от дверей кареты расположено сидение для врача, под ним находится ящик, заключающей в себе.:прибор для вливания физиологического раствора поваренной соли.

 

8.упражнение с носилками

 

Сидение на козлах для кучера и санитаров имеет под собою 2 поместительных ящика. В одном из них, укладываются запасные:носилки, чемоданы и складные кресла для переноски больных.

                                 Станция подает первоначальную медицинскую помощь днем и ночью в несчастных случаях или при внезапных заболеваниях, происшедших вне частных квартир, т. е. на улицах, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных в пределах, магазинах, местах общественных гуляний проч., а равно в случаях, происшедших в подвалах, амбарах, на лестницах и чердаках домов, и в случаях, когда пострадавший внее дома до прибытия кареты Станции был вре­менно перенесен в частную (чужую) квартиру.

 Врачи не выезжают а) к пьяным, поскольку они не получили серьезных повреждений, б) к психически больным, в) на частные квартиры и г) в места, находящияся вне района действия Станции.

Примечание. В прибытии на частные квартиры Станция не отказывает лишь в случаях, угрожающих жизни пострадавшего и требующих немедленного пособия. Сюда относятся: отравления, удушения, тяжелый ранения.

   Вызывающий, не отнимая трубки от уха отвечает на все вопросы врача: что случилось, улица, номер дома, номер квартиры, кто сообщает?—и ждет ответа врача Станции ,,'Едем" или „не едем".

Карета не выезжает, если вызывающий ограничится сообщением адреса и, не получив ответа, уйдет от телефона.

 После ответа ,,едем" карета немедленно выезжает со Станции, поэтому не следует опасаться, что карета может не прибыть—она всегда и скоро явится на вызов. Днем карета выезжает черезъ 20-30 сек., ночью—1-2 минуты.

Врачи по оказании помощи, с согласия и соответственно состоянии больных, доставляют последних по своему усмотрению в ту или иную больницу, на квартиру, на Станции или же оставляют на месте.

Сопровождение больных в карете близкими лицами допускается лишь в исключительных случаях и с разрешения  врача.

В тех случаях, когда врач по прибытии на место убеждается, что сообщение было сделано неправильно, или что данный случай не соответствует целям Станции или же помощь была уже оказана другим врачем—он вправе отказать в подаче помощи.

За оказанную помощь Станция никакой платы не взимаетъ, не взирая на степень состоятельности пострадавшего. Станция Скорой Помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут.

Санитары и кучера за принятые подачек увольняются немедленно со службы.На телефонную станцию достаточно сообщить „прошу Скорую помощь"

Для определения характера случая и во избежание напрасных выездов Совещание врачей постановило выезжать на случаи только после получения ответов на следующие вопросы :

„что случилось?", „где случилось?", „когда случилось?", „где больной?", „кто сообщает?". Благодаря таким расспросам Станции удалось значительно уменьшить количество ложных тревог, которое в отчетном году равнялось 1,61 от общего числа случаев. Кроме того, уменьшилось также количество случаев несоответствующих основным принципам деятельности Станции и указанных в вышеприведенном объявленіи.;

Если врач, руководясь изложенными правилами, отказывает в выезде, случай заносится в специальную книгу отказов, Вызовы, внесенные в книгу отказов, не входят в общее число требований.

Всех отказов в выезд за 1904 год насчитывается 1328. Распределяются они согласно прилагаемой таблице следующим образом : Должно прибавить, что, сообразуясь с наличностью имевшегося персонала и карет, Совещание, с согласия Правления решило несхолько ограничить район деятельности Станции исключив некоторые предместья города, Совещание все же считалось с гем, насколько они обезпечены медицинскою помощью в экстренных случаях. Так, напр., принято было во внимание, что на Слободке-Романовке имеется Новая городская больница, в районе,, тяготеющем к Большому вокзалу, имеется Железнодорожн. приемный покой, по Средне -Фонтанск. дороге— Фабричная больница и т. д.

Выезд кареты совершается следующим образом. Когда врач на требовавшей  Скорой Помощи отвечает „едем", он подает тревожный сигнал и спустя 10—20 секунд карета выезжает. Зимою выезд на 20—30 с. замедляется, так как приходится укладывать в карету медицинские ящики, находящееся в дежурной санитаров.

После выезда 1 кареты дежурные санитары помогают кучеру запреч 2-ую карету и переходят на положение дежурных. Ночью же, когда дежурные лошади стоят в конюшне, выезд кареты совершается через 1—2 после подачи тревожного сигнала.

Дежурство лошадей, запряженных в карету, длится 2 часа. Если за это время не было выезда, лошади сменяются и назначаются на следующие 2 часа дежурными. Бывшая же до этого времени на конюшне дежурная пара запрягается в карету, как дежурная пара. Лошади сменяются и раньше 2 часов, если они  успевают сделать 2 выезда. При наличности 5-ти пар лошадей и при правильном распределениии дежурства становится возможным не переутомлять лошадей.

После подачи врачом тревожного сигнала один из дежурных санитаров осведомляется, не будет-ли каких либо особых приказаний и ждет врача у дверей кареты. Врач сообщает адрес куда карета должна следовать.

В момент прибытия кареты на место случая один из санитаров быстро соскакивает с козел, раскрывает двери кареты и принимает, приказания врача. Обязанности между ;

санитарами распределены таким образом, что один из них числящийся первым, следует за врачом и непосредственно ему помогает, второй же остается при карете и является лишь по особому приказание врача, если последнему нужна его помощь,

Во время работы санитары не имеют права вступать в беседу с публикой или друг с другом. Аккуратно и без суеты они обязаны исполнять приказания врача. С больными должны обращаться бережно, стараясь не причинять им лишних страданий. По окончании работы санитары собирают ящики и прочие вещи и, получив указания врача куда ехать, садятся на свои места на козлы и сообщают кучеру адрес. При следовании кареты с места случая на Станцию лошади идут либо шагом, либо мелкой рысью.

В тех случаях, когда больной, после полученной первой помощи транспортируется с места случая в больницу, либо на дом, либо на Станцию, санитары приносят носилки, на которые осторожно укладывают больного. Накрыв его одеялом, либо простыней и застегнув на нем широкий пояс, прикрепленный к носилкам, санитары относят пострадавшего к карете, куда и вставляют носилки.

 

Работа СМП в начале 20-го века.

В первый год работы за скорой помощью обратились 2400 больных и пострадавших (сегодня это количество вызовов станция выполняет за четверо суток). 75% выездов приходилось на дневное время и 25% на ночное. Среднесуточная нагрузка на бригаду составляла 7,6-8 выездов в сутки. Из всех выездов СМП в центральную часть города – 1445(67,2%), на Молдованку – 342(15,9%), на Пересыпь – 129(6%), в порт – 176(8,2%), на Фонтан – 44(2,05%), на Слободку и в другие места – 15(0,7%).

В 1904 году число обращений на станцию СМП г.Одессы возросло до 3169. 19 марта 1904 года станция в полном составе выезжала для перевозки раненых с «Варяга», прибывших с пароходом «Малайя»            

Близилась первая русская революция. Местная газета «Вечерние известия» писала, что «во время всеобщих забастовок станция превращалась в организацию, где формировались отряды самообороны, собирались митинги и денежные средства для нужд забастовки…»

Мощной волной прокатилась первая русская революция по городам России. У баррикад на переднем крае боев выполняли свой профессиональный долг сотрудники скорой помощи Одессы – три кареты и десять врачей работали непрерывно по 14 часов в сутки.

Лаконичные строки книги, в которую заносились сведения обо всех вызовах, поступающих на станцию, как бы возвращают нас в то далекое прошлое…

14 июня 1905г. Пять рабочих ранены. Раны головы и живота…

15 июня 1905г.Залп в толпу. Два человека убито, избито нагайками и штыками 26 человек…

15 июня, 20часов17минут. Брошена бомба. Ранено 7 человек…

17 июня, 3 часа58 минут. Расстрелян солдатами матрос с «Потемкина». Диагноз -  огнестрельное проникающее ранение головы и ушиб лица. Доставлен на станцию, откуда направлен в городскую больницу.

14 октября. На Канатной улице у гимназии избито полицией 6 учащихся…

Внушительные цифры содержатся и в скупых строчках отчета станции за 1905г. – 1250 пострадавших. Из них  109 – после взрывов бомб, 126 – после уличных боев 14-16 июня, 103- после боев 14-17 октября 1905г. 325 – во время еврейских погромов (Б.В.Жалковский,1990.)

«Кареты «скорой» не только мчалась в центр диких расправ для оказания медицинской помощи, но персонал их нередко вырывал из рук озверевших погромщиков беззащитных женщин и детей. Когда значительная часть населения, спасаясь от громил, скрылась за стенами городской больницы, «скорая помощь» организовала доставку провианта в каретах, и зачастую персонал станции, разоблаченный погромщиками, подвергался риску быть истерзанным…» («Вечерние Известия», №1543 от 19 марта 1928г.)

Всего же за 1905г. станцией было обслужено 4124 случая.

В первом опубликованном докладе – отчете о деятельности Одесской станции скорой медицинской помощи отмечалось: «того, что наша станция достигла в первый год своего существования, вполне достаточно, чтобы убедиться, что постановка дела стоит на высоте современных научных требований. Каждый из нас, дежурных врачей, успел убедиться, как высоко ценит нашу станцию население.» (М.М.Цукерман, 1904г.)

     Кроме оказания скорой помощи на врачей станции дополнительно возлагалось заведывание аптекой, библиотекой, обучение санитаров.

                  Два раза в месяц проводились совещания, на которых заслушивались административно-хозяйственные вопросы, научные доклады и пр., что было направлено на совершенствование качества работы станции.

                  Уже в первый год работы силами сотрудников станции и городского Общества врачей был организован музей и медицинская библиотека (выписывалось около десятка медицинских изданий – «Врачебная газета» , «Русский врач» , «Терапевтический архив», «Хирургия» и др.)

            Ограничение районов деятельности станции в первый год ее работы было вынужденной мерой, принятой на совещании с согласия правления, при этом обязательно учитывалось – насколько эти районы обеспечены экстренной медицинской помощью. Было принято во внимание, что на Слободке – Романовке имеется Новая городская больница,  в привокзальном районе – Железнодорожный приемный покой, по Среднефонтанской дороге – Фабричная больница и т.д.

            Отказов в выезде карет за 1903-1904г. насчитывалось1328.

            В 1904г. число обращений на станцию возросло до 3169.                   

Внушительные цифры содержатся и в скупых строчках отчета станции за 1905г. – 1250 пострадавших. Из них  109 – после взрывов бомб, 126 – после уличных боев 14-16 июня, 103- после боев 14-17 октября 1905г,

Всего же за 1905г. станцией было обслужено 4124 случая.

После поражения революции группа черносотенцов, гласных городской думы «требовала закрыть станцию, изъятия ее из ведения городского врачебного общества…» («Врачебная газета», 1909, №27). Но сделать этого не удалось – на защиту «скорой» стало большинство горожан. За короткий срок одесская «скорая» завоевала уважение у одесситов, потому что с первых дней существования основными принципами провозгласила доступность и безотказность для любого обратившегося за медицинской помощью.

 

В 1906-1907 г.г. общественная жизнь в Одессе замерла. Как результат «этого глубокого экономического и политического потрясения» стало повышаться

Количество покушений на самоубийства, «голодных» обмороков на улицах. За эти

годы «скорая» выполнила 6434 вызова. В их структуре преобладали повреждения

(3725); 42,1%  составили заболевания, отравления и др.патология.

            В 1906 году при одесской станции СМП организуются курсы первой помощи неспециалистами. Чтение лекций и проведение  практических занятий

взяли на себя врачи станции. С этой же целью сотрудники одесской «скорой» командировались в ближайшие города (г.Херсон) для чтения лекций земским учителям по организации подачи первой помощи. Эти курсы посетило более 2000 человек.

           С 1908 года бригады начинают выезжать на квартиры по поводу «сердечных припадков»,суточная нагрузка на бригаду достигает 10,6 случая.

           В этом же году начинают издаваться научные труды станции. В первый выпуск вошли: речь председателя Общества одесских врачей доктора Бардаха Я.Ю., доклад врача Островского И.П. «К вопросу о самоубийствах в Одессе за 1903-1908г.г. и доклад доктора Гаврикова Г. «О действии камфоры на сердце человека и животных».

           На торжественном заседании, посвященном пятилетию «скорой помощи»,

Я.Ю.Бардах во вступительном слове сказал: «Благодаря графу Михаилу Михайловичу и графине Елене Григорьевне Толстым создана и действует превосходное учреждение, оборудованное по последнему слову науки, учреждение, мгновенно отзывающееся  на человеческое горе и страдание, - «Скорая помощь».

           В 1909-1910 г.г. в связи с активацией городской жизни, ростом населения города расширился и радиус деятельности станции. Нагрузка на бригаду увеличилась до 12,4 случаев в сутки, а оперативность прибытия бригады на вызов составила 10,6 минут.

          В станционном отчете за 1903-1904 г.г.пациенты, получившие медицинскую

помощь, разделялись на три основные группы: с травматическими повреждениями, внезапными заболеваниями и отравлениями. За семь первых лет работы было зарегистрировано 6337 пострадавших с колотыми, резанными, огнестрельными и прочими ранами; 1960 – с ушибами; 1043 – с переломами костей; 959 – с ожогами.

         У больных с внезапными заболеваниями преобладала патология, квалифицированная  как «общее нездоровье» (1239); обморок (1109), истерия (933), эпилепсия (696), удушье (229).

        Медицинская помощь также была оказана 97 утопленникам,46-ти роженицам, 13-ти пораженным электротоком Для оказания помощи начинает применяться аппарат для искусственного дыхания -  пульмотор Дрегера.

       В 1910 году в Одессе вспыхнула эпидемия холеры. Бригады СМП были экстренно обучены правилам оказания помощи холерным больным, соблюдения противоэпидемического режима. Для  оказания помощи было заготовлено большое количество растворов и др. медикаментов.

        По инициативе станции в аптеках города устанавливаются стационарные носилки, чтобы до прибытия кареты обратившиеся за медпомощью не лежали на полу.

       С этого же года на станции начинают действовать постоянные курсы подготовки младшего медперсонала, врачами станции издается специальный учебник и наглядные пособия для их обучения.

       Работая с 1910 года во Всероссийском союзе скорой помощи, одесская станция становится школой передового опыта для России и зарубежья, оказывает организационную и методическую помощь медицинским и общественным организациям. Из Одессы в города России и зарубежья отправились посылки с литературой, учебными пособиями, сборниками трудов выездных врачей «скорой».Составленная впервые в России таблица «Яды и противоядия»бесплатно рассылалась владельцам аптек, приватдокторам, военным медикам.

       25 августа 1910 года в Почетной книге одесской станции СМП появляется запись профессора Санкт-Петербургского медицинского института Д.Заболотного: «От виденного пришел в восхищение: организация дела, образцовый порядок и оказанная помощь – производят сильное впечатление и могут служить примеров для других городов».

Признанием заслуг одесской станции СМП явилось приглашение ее  к участию в Международной гигиенической выставке в городе Дрездене (1911 год). Среди 114 экспонатов, доставленных в Германию, демонстрировались предметы, необходимые для оказания срочной медпомощи, 37 фотоснимков,20 картограмм из жизни станции.

               Результаты деятельности станции, организации «подачи» медпомощи были оценены очень высоко; жюри выставки присудило одесской «скорой» почетный диплом  и наградило медалью Эсмарха.

               В 1911 году зарегистрировано 4910 обращений на СМП или 8,53 на 1 тыс.населения.

               С этого года «скорая» начинает выезжать на дом на все «травмы и заболевания»(исключая инфекционные). Отказов в выездах уменьшилось до 8,53% (главным образом –к хроническим больным, к пациентам, находившимся под врачебным наблюдением; к инфекционным больным).

               В структуре вызовов преобладают общественные места (62,1%); на несчастные случаи «скорую» чаще всего вызывают полицейские (1576 вызовов). Введение в Одессе электрической тяги на трамвае увеличило число травм на его путях (1910-11 годах их зарегистрировано 52). Выросло  число выездов и на «массовые несчастья». Так в отчете за 1911 год помощь была оказана  159 пострадавшим в т.ч. отравившимся угарным газом , на пожаре дома Распопова на Екатерининской улице (12 человек),при взрыве бензина на пароходе (7человек), при обвале подмостков на сцене городского театра во время репетиции (23 человека) и пр. Как правило, на этих массовых происшествиях работали все 3 кареты СМП.

              В отчетном году Одесса «была постигнута вспышками заболеваний – чумой,холерой, оспой и сыпным тифом» ; во избежание заражений и распространений инфекции на станции разработаны строгие меры профилактики – дезинфекции карет, носилок, инструментария и пр., применение специальных комплектов одежды для выездного медперсонала (противочумные костюмы и халаты).

              С 1911 года к практическим занятиям и выездам допускаются студенты-медики IХ семестра ; 8 врачей подали прошения для зачисления в кандидаты станции, из них избраны кандидатами врачи И.Д.Даташвили, А.Ф Мелешко и Э.И.Руськевич, а постоянным врачом избран доктор К.Б.Марцинен. Научная деятельность была представлена разработками и докладами врачей (доктор И.П.Островский «Об однообразной регистрации самоубийств и покушений на самоубийство в России»; доктор

В.В.Фларовский «Инородные тела по данным Станции Скорой помощи за 8 лет» и др.

На врачебных совещаниях обсуждались вопросы о горлосечении при инородных телах пищевода, о применении модифицированного зонда Фергусона, о влиянии подробных описаний обстоятельств самоубийств в газетах на увеличение их числа и пр.Пересмотрена и дополнена таблица «Яды и противоядия», внесены изменения в перечень инструментов и лекарственных средств ящиков-укладок бригад.

              К концу 1911 года по каталогу в станционной библиотеке числились 246 наименований книг в 304- х томах ;постоянно выписывались 11 медицинских изданий.

Музей станции был пополнен 51 поступлением , ряд препаратов был законсервирован по способу Мельникова-Разведенкова, составлены описания каждого препарата.

              Популярность станции, увеличивающаяся с каждым годом, способствовала тому, что к ней обращаются медицинские и общественные учреждения  за сведениями об организации подачи скорой помощи (санитарное  бюро при Херсонской Городской Управе, Киевская и Екатеринославская станции скорой помощи, медико-санитарное бюро при Хабаровской Городской Управе и др.)

            Со дня основания Станции была зарегистрировано 37937 случаев, 56,8 % из которых были выездными, а 43,2 % - станционными.

            Высокий удельный вес станционных обращений связан с растущей популярностью Станции, где пострадавшему не нужно было ожидать в очереди приема, а помощь оказывается сейчас же.

            По характеру все случаи распределились на 3 категории:  повреждения – 61,9 %, отравления – 19,2 % и заболевания -18,9 %.

            Среди повреждений чаще всего встречаются ушибленные раны, ушибы, инородные тела, ожоги, колотые, резанные и рваные раны. Увеличивается число пострадавших на путях электрического трамвая (160), при этом на долю попавших под вагон приходится 124 случая, из которых 14 (11,3 %) закончились смертью.

            Из отравлений превалировали самоубийства и покушения на них. Бытовые отравления составили 347 случаев (отравление окисью углерода – 157, опьянение – 94; другие – 96). По полу пострадавшие распределились так: мужчины (53,5 %), женщины (29,4 %), дети до 15 лет – 17 %.

            Во время празднования в Одессе  100 – летнего юбилея Отечественной войны были организованы дежурства врачей станции с  каретами на Куликовом поле. При этом была оказана помощь шестнадцати обратившимся.

         В этом же году во время Крымского пробега Станция снабдила Одесское автомобильное общество специальными ящиками, содержащими медикаменты, инструментарий и пр., необходимые при массовых несчастиях.

         Популярностью пользуются отчеты и «Труды врачей станции», которые регулярно высылаются различным учреждениям России и зарубежья. Таблицы «Ядов и противоядий» высланы Оренбургскому правлению общества скорой помощи, в немецкий город Лемберг, врачам Болгарии, в Тираспольскую земскую управу, многим земским врачам России, в книжный магазин Риккера и др.

         На Московскую станцию скорой помощи выслан комплект медицинских ящиков.

         В 1912 году Станцию посетили: Одесский Градоначальник И.В.Сосновский, профессор Софийского университета В.И.Златарский, представители Московской станции скорой помощи, делегации гродненской, самарской, варшавской гимназий и др.

         За сведениями об организации подачи скорой помощи обратились: Иркутское губернское Врачебное управление, Батумское курортное общество, Ташкентская железная дорога, Царицынская городская управа и др.

            Одесская Станция продолжает восхищать зарубежных специалистов. Так, 15 июня 1912 года, посетив станции, доктор Гертнер А. из Бостона (Североамериканские соединенные штаты) оставил  в Книге почетных гостей запись: «Имел величайшее счастье осмотреть станцию первой помощи, основанную графом М.Толстым. Устройство этой великолепной медицинской станции вызывало невольно мое изумление и чувство глубокой благодарности всему персоналу прекрасно организованного медицинского учреждения. Все технические приспособления поразили меня своим совершенством и необычной практичностью. Совершенство станции первой помощи стоит выше всех похвал, и я по возвращении домой не замедлю оповестить своих коллег об идеально устроенной медицинской станции при оказании помощи страждущим.» (Сегодня, когда здравоохранение страны хочет перейти на парамедицинский принцип оказания помощи, уместно вспомнить этот отзыв.)

         В 1913 году Станция отметила 10-летний юбилей. 29 апреля в зале заседаний станции был отслужен молебен; затем все врачи отправились на квартиру к графу М.М.Толстому и поднесли ему адрес с пожеланиями «еще долго находиться под его руководством, при котором тяжелый труд оказания помощи страждущему ближнему будет благотворным и дающим нравственное удовлетворение.»

1913 год был одиннадцатым в жизни Одесской станции скорой помощи. За год зарегистрировано 5175 случаев на тысячу населения. Заметно возросло (47,4%) число обращений в амбуланс станции. Это во многом ввязывалось с тем, «что явившемуся на станцию помощь оказывается немедленно, пострадавший осматривается обязательно врачом, да и помощь оказывается бесплатно.»

все случаи распределились на 3 основных группы: повреждения (64,9%), заболевания (19,0%), отравления ( 16,1%); чаще всего кареты выезжали в центральные части города (62,9%) и Молдованку (17,9%). По месту оказания помощи превалировали улицы и общественные места (56,7%). Количество случаев, обслуженных на фабриках и заводах снизилось до 1,2%, т.к. к этому времени на большинстве предприятий были созданы медпункты. В 28 случаях кареты выезжали на массовые несчастья, где оказали помощь132 лицам; в 13 случаях пришлось оказывать помощь при родах на улице. В 1525 случаях больные (пострадавшие) госпитализировались в стационары города. В отчетном году зарегистрировано 608 случаев самоубийств и покушений на них; отмечен рост суицидов детей.

Внутренняя жизнь Станции за 1913 год существенно не изменилась. Финансирование (34929 руб.) выделено графом М.М.Толстым.

Начало Первой мировой войны (1914 год) поколебало устои экономической жизни Одессы, резко отразилось на деятельности Одесской «Скорой». Общее число обращений уменьшилось на 9,2%, причем снижение обращаемости пришлось исключительно на второе полугодие (падение совпало с моментом объявления войны).

Снижение обращаемости объяснялось «во первых, сужением деятельности фабрик и заводов, во вторых, постепенным замиранием жизни порта и, в третьих, запрещением продажи спиртных напитков.» (Из отчета о деятельности Одесской станции скорой помощи за 1914 год.) Падение числа вызовов объяснялось и уменьшением числа врачей в городе, закрытием многих амбулаторий. За 1914 год число выездов СМП уменьшилось на 19,4% и составило 2192; при этом увеличился процент травматических повреждений – 68,08%. Преобладали огнестрельные, прободные ранения и переломы   - 49,7%. Увеличение их числа объясняется военными действиями, обстрелом порта неприятельскими миноносцами 16 октября 1914 года в 2 часа 30 минут ночи.

«Еще не успела стихнуть канонада, как Станция скорой помощи мобилизовала все имеющиеся у нее кареты для обслуживания пострадавших от этого варварского набега. Три кареты помчались на территорию порта , где врачи оказывали помощь пострадавшим как на берегу, так и на поврежденных судах одна карета направилась на сахарный завод для оказания помощи пострадавшим от разорвавшегося снаряда. В эту ночь и утро врачами Станции СМП была оказана помощь в 27 случаях.» (Из отчета о деятельности Одесской СМП за 1914 год.)

               В 1914 году изменилась внутренняя жизнь одесской «скорой».

      В апреле-мае правлением Станции были организованы курсы для городовых. Целью этих курсов было обучить городовых оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим до приезда кареты СМП (в дальнейшем подобный опыт распространен в большинстве стран Европы, но до сих пор отсутствует в Украине)

      Обучение проводилось по спецпрограмме: врачи станции знакомили слушателей с элементами анатомии и физиологии человека, правилами ухода за больными и пострадавшими, оказания помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях и пр.

      В первые месяцы войны Станция начала проводить курсы  (3-х недельные) для сестер милосердия. Лекции читали доценты Я.Бардах, И.Сабанеев, Н.Лигнау, доктора Я.Зильберберг,

К.Балтер ,В.Флоровский, Н.Кефер, И.Кутателадзе. Практические занятия велись докторами К.Марцинском и К Балтером.

     Всего прослушали эти курсы 642 человека, а сдали выпускные экзамены (29 ноября 1914г.) и получили свидетельства 154 слушателя (что свидетельствовало о высокой требовательности к выпускникам).

     После окончания курсов графом Толстым М.М. в помещении Станции 21 ноября 1914 года

был открыт лазарет для раненных на 20 коек, где работали лучшие выпускницы курсов сестер милосердия.

     Одновременно с сестрами милосердия (с 27 сентября по 10 ноября) на Станции обучались санитарной службе члены общества «Соколов»(60 человек), воспитанники старших классов

V Гимназии и педагогический персонал II женской гимназии.

     В начале войны на воинскую службу были призваны врачи СМП Ильяшенко, Майтко, Мелешко, Резников, Футран, Флоровский, Финкельштейн и Шефтель.

     Кроме врачей на службу в действующую армию были призваны 5 санитаров и 2 кучера станции.

     В ноябре месяце доктор Майтко погиб при бомбежке под городом Кельцах. Его тело было доставлено в Одессу и 28 ноября 1914 года торжественно захоронено.

     На места призванных были приглашены кандидаты и до конца года станция функционировала при полном штате сотрудников.

     Музей СМП в этом году пополнился многими интересными экспонатами ( в основном, огнестрельными –осколками, пулями и пр.)

     Части действующей армии и тылового эвакуационного пункта пополнены Станцией носилками (25 штук) и медицинскими ящиками и другими средствами оказания помощи.

      Таким образом, одесская «скорая» стремилась внести свой посильный вклад в святое дело помощи страждущим воинам»

 

 

По материалам книги

«Отчет работы Одесской станции скорой помощи за 1903-05 г.г.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу